На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Братство Либерталия

45 подписчиков

Корабли СССР в Великой Отечественной Войне

Фотографии и текст предоставлены Федеральным Архивным агентством РФ.

 

Военно-морской флот СССР к началу войны насчитывал более 500 надводных боевых кораблей и боевых катеров и 218 подводных лодок. В авиации флота было более 2500 самолетов, а в береговых частях и зенитной артиллерии числилось свыше 2000 оружий разных калибров.

В преддверии войны флот жил под впечатлением Большой кораблестроительной программы 1938-1943 гг., предусматривающей создание крупного современного океанского флота, но масштабное перевооружение было прервано с началом Великой Отечественной. Это вполне объяснимо: война носила континентальный характер, и приоритет отдавался разработке и производству вооружений для Сухопутных войск и ВВС. Гигантские корпуса суперлинкоров типа «Советский Союз» и тяжелых крейсеров типа «Кронштадт» так и не сошли со стапелей. А трехорудийные башенные артустановки конструкции СПБ Металлического завода 1907 г. с 12-дюймовыми (305 мм) орудиями 52 калибра, изготовленные Обуховским сталелитейным заводом в 1910-1914 гг., так и остались наиболее мощными артиллерийскими системами. Ими были вооружены три линкора-дредноута (остатки бывшего Императорского Российского флота), безнадежно устаревших, несмотря на модернизацию 1928-1938 гг. В начале войны они были отведены на тыловые базы, повоевать с кораблями противника им не удалось. Тем не менее, военные события сложились таким образом, что артиллерийская мощь линкоров была использована для решения основной боевой задачи советских надводных кораблей в Великой Отечественной войне – огневого содействия приморским флангам сухопутных войск. Однако после одновременного потопления немецкой авиацией 6 октября 1943 г. трех боевых кораблей Черноморского флота Ставкой Верховного главнокомандования было принято решение о запрете использования больших надводных кораблей. Вопросы противовоздушной обороны кораблей в походе и на стоянке в базах были одной из главных проблем, которые предстояло решать. Немцы проводили против флота специальные массированные воздушные операции с привлечением сотен самолетов, активно действовали против северных конвоев. В ответ усиливалась наземная зенитная и корабельная артиллерия, получили широкое использование многоствольные автоматические малокалиберные орудийные и пулеметные установки. В ПВО флота нашли применение аэростаты, акустические и радиолокационные средства обнаружения и наведения истребительной авиации, приборы управления стрельбой. Серьезной опасностью для флота были мины. Немцы широко применяли неконтактные магнитные и акустические мины, против которых нельзя было использовать обычные средства траления. На помощь морякам были направлены ученые из академических институтов, применившие способ размагничивания корпусов кораблей, электромагнитные и акустические тралы.

Советский военно-морской флот и сам вел активную минную войну, используя для минных постановок корабли, подводные лодки типа «Л», самолеты. Авиационный способ был самым безопасным с технической и тактической точек зрения. Авиация флота являлась также мощным ударным средством. В первый период войны минно-торпедная авиация флота по своему назначению применялась ограниченно, т.к. использовалась на сухопутных фронтах, после перелома - действия торпедоносцев и минных постановщиков против вражеских боевых кораблей и транспортов усилились. Главная роль в решении чисто морской задачи – борьбы на коммуникациях - принадлежала торпедному оружию. К началу войны на флоте имелись парогазовые торпеды, а с 1943-1944 гг. стали поступать бесследные и малошумные электрические торпеды, проводились работы по созданию торпед с неконтактным взрывателем и системами самонаведения.

Подводные лодки (большие - типов «Д», «П», «Л», «К», средние - «Щ», «С», малые – «М») смогли наиболее полно проявить себя в качестве носителей торпедного оружия. А угроза подводного нападения стимулировала развитие средств борьбы с подлодками. Флоты в ходе войны пополнились разнообразными противолодочными кораблями, на вооружение принимались новые противолодочные сети и мины, глубинные бомбы, шумопеленгаторы, а с 1942-1943 гг. - гидролокаторы «Тамир», «Дракон». В условиях ограниченного использования крупных надводных кораблей большое значение приобрели легкие силы флота («москитный флот») – малые корабли и катера, вооруженные минно-торпедным и артиллерийским оружием. Они выполняли основную работу по эскортированию, противолодочной и противоминной обороне, нарушению коммуникаций, атакам морских баз и кораблей противника, высадке морских десантов. Они активно действовали в составе речных флотилий, завершив свой боевой путь в Берлине на реке Шпрее. Для усиления их огневой мощи впервые на кораблях нашло применение реактивное оружие. На малых «охотниках» и торпедных катерах, морских и речных бронекатерах были установлены РСЗО по типу сухопутных «катюш». К концу войны были созданы проекты реактивных глубинных бомб и торпед. Морское оружие военного периода создавалось и совершенствовалось на уровне лучших зарубежных образцов. Были заложены основы для послевоенного развития морского реактивного и ракетного оружия, гидроакустической и радиолокационной аппаратуры.

Большой вклад внесли выдающиеся советские ученые и инженеры А.Н. Крылов, П.Ф. Попкович, Ю.А. Шиманский, В.Г. Власов, В.Л. Поздюнин, А.П. Александров, И.В. Курчатов, Н.Н. Андреев, Ю.М. Сухаревский, А.И. Берг, В.П. Бармин, В.Ф. Попов, М.А. Рудницкий, А.А. Артемьев, В.Н. Тюлин, Б.М. Малинин, Р.Е. Алексеев и др.

 

Легкий артиллерийский крейсер "Киров" (довоенное фото). Из коллекции С.Ю. Кондратьева.

 

 

Крейсер "Киров" в годы войны. Из коллекции С.Ю. Кондратьева.

 

 

Линейный корабль "Марат". Из коллекции С.Ю. Кондратьева.

 

 

Башенные орудия главного калибра линейного корабля "Марат". Из коллекции С.Ю. Кондратьева.

 

 

Орудия универсального калибра линейного корабля "Октябрьская Революция". Из коллекции С.Ю. Кондратьева.

 

Цепной подъемник снарядов. ЦКБ-19. 1940 г. Филиал РГАНТД. Ф.Р-1. Оп.50-5. Д.1065. Л.9.

 

 

Постановление Государственного Комитета Обороны №ГКО-473сс от 13 августа 1941 г. о программе строительства малых боевых кораблей для Военно-Морского Флота. РГАСПИ. Ф.644. Оп.1. Д.6.Лл.177-178.

 

 

Постановление Государственного Комитета Обороны №ГОКО-2386сс от 7 октября 1942 г. о плане достройки и ремонта кораблей Краснознаменного Балтийского флота в IV квартале 1942 г. РГАСПИ.Ф.644. Оп.1. Д.61. Лл.185-186.

 

 

Морская пусковая установка 16-М-13. РГАНТД. Ф.159. Оп.1. Д.1. Л.46.

 

Морская пусковая установка 24-М-8. РГАНТД. Ф.159. Оп.1. Д.1. Л.44.

 

 

6-зарядный станок для пуска реактивных дымовых мин РУМ. РГАНТД. Ф.159. Оп.1. Д.1. Л.42.

 

 

Распоряжение ГКО №5244с от 25 февраля 1944 г. и служебная записка народного комиссара ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова В.М. Молотову об изготовлении заготовок и узлов для морских реактивных установок измененной конструкции. РГАСПИ. Ф.644. Оп.2. Д.288. Л.123, 124.

 

 

Пусковые установки М-8-М и М-13-МI на речных бронекатерах. РГАНТД. Ф.159. Оп.1. Д.1. Л.31.

 

Служебная записка народного комиссара военно-морского флота СССР Н.Г. Кузнецова председателю ГКО И.В. Сталину о морской зенитной пушке "84-К". 22 июля 1941 г. РГАСПИ. Ф.644. Оп.2. Д.10. Лл.83-85.

 

Заключение Главного морского штаба ВМФ от 20 июля 1941 г. о морской зенитной пушке "84-К".РГАСПИ. Ф.644. Оп.2. Д.10. Л.87.

 

 

Распоряжение ГКО №381сс от 3 августа 1941 г. о принятии на вооружение ВМФ СССР морской зенитной пушки "84-К". РГАСПИ. Ф.644. Оп.2. Д.10. Л.81.


Корабельная зенитная установка башенного типа. РГАНТД. Ф.35. Оп.1. Д.313.

 

 

 

СМОТРЕТЬ ЕЩЁ БОЛЬШЕ НА ФОРУМЕ

 

наверх