На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Братство Либерталия

45 подписчиков

Абордаж

(с) Специально для Либерталии, Sviat-pirat.


Все мы примерно знаем, что такое абордаж. Однако мало кто знает этот тип морского боя в мелочах. Попробуем разобраться.
Абордаж, как и таран,
является наиболее древней тактикой ведения корабельного боя.
Конструкция военных судов античности была специально приспособлена для
данного вида атаки. Корабли имели специальный таран в носовой части,
который либо находился под водой, либо был на одном уровне с
ватерлинией судна, для максимального урона атакуемому кораблю.


Поскольку в древности не существовало средств откачки воды из трюмов,
то такие «раны» на корпусе корабля в любой его точке становились очень
болезненными, а то и смертельными для корабля. Так же на античных судах
большое внимание уделялось абордажному бою. Для этих нужд на корабли
стали устанавливать специальный подвесной абордажный мост, который мог
вращаться и опускаться на палубу вражеского корабля под любым углом
относительно палубы. По этому мосту в бой шли легкие пехотинцы, обычно
в два человека. Первая партия солдат были хорошо вооруженными, в том
числе и щитами, что позволяло захватить плацдарм для высадки остальной
части абордажной команды. В особо горячих случаях в бой пускали даже
гребцов. Естественно, что бой между кораблями не всегда имел характер
захвата чужого судна. Если захватить судно было невозможно, то его
можно было уничтожить с помощью «греческого огня» - тайной смеси нефти
с другими веществами, который пускали через наклоненную металлическую
трубу в направлении вражеского корабля. Эта зажигательная смесь очень
быстро поджигала паруса и такелаж, скорее весь корабль был охвачен
огнем. Подробнее об этом мы поговорим позже.

Так дело обстояло в Античности. А что же Средние века? С дроблением великих империй и
королевств древности, уменьшился и размах военного флота. В ранее
Средневековье небольшие торговые суда не имели принципиальных отличий
от военных судов, исключением был только легкий Византийский дромон –
прямой приемник гигантов античности – гексер, панер и других судов
Римской империи, хотя и он заметно уменьшился и «сбавил в весе». Это
было обусловлено тем, что на Средиземном море даже у такого корабля
попросту небыло достойного соперника. Их небыло до рождения корабельной
артиллерии. Так как же проходили битвы? Все так же, путем тарана
другого корабли, или максимального сближения с кораблем противника. Но
специальные абордажные мосты ушли в прошлое, для таких целей
пользовались обычными сбитыми друг с другом досками. Основным оружием
абордажной команды является топор. Поскольку в раннем Средневековье
самыми главными пиратами были Норманы (Варяги), то по находкам
археологии можно с большой уверенностью утверждать, что на дракары
(суда Норманов) пираты с Севера устанавливали щиты на борта судна, тем
самым образуя «фальшборт», защищая команду от стрел, а так же эти щиты
использовались непосредственно в процессе абордажного боя. Так же стоит
отметить, что технологии строительства дракара были необычайно
совершенными для своего времени – это давало необычайные приемущества в
скорости судна.

Итак, мы можем представить
себе, как два небольших судна, один – легкий дракар, другое – небольшое
торговое (например, когг) начинают сближение. Поскольку нагруженный
торговый корабль не имеет большой площади парусов, они попросту еще не
созданы, то легкий дракар, используя весла быстро сокращает дистанцию.
Когда суда сближаются на расстояние выстрела из лука, начинается ливень
из стрел, иногда даже с горящей смолой на наконечнике, но это не
приносит должного эффекта – воды кругом целое море, потушить не сложно.
Норманы-пираты прячутся за своими щитами, мощные могучие бойцы,
облаченные в кольчуги уже держат топоры в своих руках и только выжидают
момента начала атаки. Мастерскими бросками кошек оба судна связываются
в единое целое, как будто клешнями жуткого чудовища, и под дикие крики
варяжская дружина начинает крушить все на своем пути. Вскоре судно
взято, груз перетащен на дракар, а пираты продолжают свой разбойничий
путь.


Поскольку суда были маленькими и легкими, то было не сложно сцепить оба судна силами одной
лишь команды, но проходит время, зародившаяся как чисто «сухопутное»
оружие, артиллерия очень успешно находит себя на борту военных судов.
Но все же, до расцвета Нового времени точность и скорострельность пушек
корабельной артиллерии оставляли желать лучшего, именно поэтому, как и
в древние времена, исход схватки зависел от мастерства команды в
рукопашном бою.


О самой механике абордажа…

Почему-то, по неясным причинам, в современных справочниках понятие
«абордаж» раскрывается как сближение кораблей борт в борт с последующим
боем на палубах. Это верно лишь отчасти. На самом же деле, долгое время
абордаж был неразрывно связан с тараном. Если вспомнить конструкцию
судов до XVIIIвека, то в глаза бросается длинный удлиненный нос корабля
и положенный под острым углом к ватерлинии бушприт. Очень редко
раскрывается назначение подобной конструкции военных судов. На самом же
деле, этот крупный нос и бушприт служили для размещения на них
абордажной команды, и при столкновении судов не только кошки, но и
такелаж бушприта вковывал корабль-жертву, а по снастям бушприта и по
самому носу, как по мосту, люди шли на абордаж. Такое конструктивное
решение сохранялось еще долгие годы. Его можно проследить даже в таких
кораблях как «Васа», «Ле Руаяль», «Повелитель морей».

Поэтому, абордаж это не только борт о борт скованные друг другом корабли после артиллерийской дуэли…  

Картинка 1 из 192

Картина дня

наверх